|
|
Конвой PQ-17
|
"В этой давней истории мало
беспристрастных свидетелей, еще меньше объективных судей. Но слезы не
высохли...." (Валентин Пикуль "Реквием по каравану
PQ-17")
Название. До конца 1942 года конвои,
направляемые на север СССР в соответствии с договором по "ленд-лизу", носили
литер PQ, а в обратном направлении - QP. Эти две буквы - инициалы имени
офицера из оперативного управления Британского адмиралтейства, который руководил
отправкой караванов (полное имя - P.Q.Edwards).
Маршрут северных конвоев пролегал
по узкому коридору между Шпицбергеном и побережьем Норвегии и Финляндии, где
были расположены фашистские военно-морские и военно-воздушные базы. От 7 до 9
суток караваны находились в зоне досягаемости вражеских подводных и надводных
судов. Авиация противника могла охватывать огромный район от побережья до о-вов
Ян-Майен, Шпицберген и Новая Земля. Суда с грузом сопровождались военными
кораблями Британского флота. К востоку от 20-го меридиана безопасность караванов
обеспечивал советский Северный флот.
Противник. После провала блицкрига
гитлеровское командование обратило пристальное внимание на конвои в приполярных
водах. Гитлер заявил на одном из совещаний: "Корабль, который не находится в
Норвегии, находится не на месте!". К началу навигации 1942 года на северные базы
нацистов в дополнение к 15 эсминцам и 85 сторожевым кораблям и морским охотникам
были переброшены: один из лучших линкоров мира "Тирпитц", тяжелые крейсеры
"Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер", крейсер "Кельн", около 20 эсминцев. Также
здесь базировались до 40 подлодок и свыше 400 боевых самолетов.
Дата. 27 июня 1942 года конвой PQ-17
вышел из Рейкьявика. С 1 июля военному эскорту приходилось отражать
атаки противника, что не мешало продвижению каравана. Трагедия произошла 5 июля
("кровавое воскресенье"). До Мурманска оставалось около 800 миль.
Причина трагедии. Вечером 4 июля
первый морской лорд Британского адмиралтейства Дадли Паунд отдал неожиданный
приказ: "Из-за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться".
Более того, весьма значительный по силам военный эскорт сопровождения был
отозван. Оставшиеся беззащитными перед морской и воздушной силой противника,
транспортные суда оказались поставлены перед необходимостью самостоятельно
прорываться в порты назначения. Существует две наиболе распространенных версии,
объясняющие причины столь странного приказа.
- Версия 1. Решение Паунда
объясняется страхом перед линкором "Тирпитц", отправленным гитлеровцами в район
прохождения PQ-17. Однако плавучая крепость германского флота была атакована
советской подлодкой К-21 и торпедирована. "Тирпиц" вернулся на базу, в то время
как в море уже гибли транспортниые суда конвоя.
- Версия 2. Британское морское командование планировало
уничтожить "Тирпитц". Для этих целей и была разработана операция по проводке
конвоя PQ-17, который должен был стать громадной мишенью и настоящей наживкой
для нацистов.
Потери. Мощному нападению
подверглись конвои PQ-13 и PQ-16, история же конвоя PQ-17 поистине трагична. В
состав каравана входило 37 судов. Общие потери конвоя составили 24 судна общим
тоннажем 142 695 тонн. На морском дне оказались: около 400 танков, порядка 300
самолетов, более 3 тысяч грузовых автомобилей и тягачей и другая техника.
Стоимость этого столь необходимого для СССР вооружения, которого ждали под
истекающем кровью Сталинградом, составляла более 700 миллионов долларов. Погибло
более 200 гражданских моряков.
Режиссер: Александр Котт
Продюсер: Владимир Досталь
Музыка: Юрий Красавин
В ролях: Андрей Мерзликин, Валерий Величко, Мария Беккер, Алексей Девотченко,
Сергей Плескин, Сергей Цепов, Борис Войцеховский, Валерий Дьяченко, Виктор
Соловьев, Валерий Доронин, Ольга Лукашева, Николай Мартон, Павел Бойко
Россия, 2004 год.
|
|
|
|